Лауреат конкурса «Педагог года 2017»
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2016-2017 учебном году
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2017
Лауреат конкурса «Педагог года 2018», номинация «Воспитатель года»
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2014
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2015
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2016
Участник Рейтинга школ, показавших высокие образовательные результаты в 2012-2013 учебном году.
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2014-2015 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2015-2016 учебном году
Западный административный округ

Хочу учиться!

Если спросить взрослого человека: «Хотите ли Вы работать?», то с уверенностью можно сказать, что большинство ответов будут такими: «Если была бы такая возможность – я бы НЕ работал (а)!». Оставим в стороне истинных фанатов труда, а сосредоточим свой взгляд на первой категории респондентов. Причем не просто так, а в рамках сравнения подобного мнения с учебной деятельностью школьника.

Почему-то принято считать, что на протяжении школьного обучения ребенок должен постоянно демонстрировать: высокий уровень знаний, умений, навыков; готовность к усвоению нового материала; стремление к постижению загадок мироздания. И когда мы, взрослые, сталкиваемся с детским нежеланием обучаться, то неизменно испытываем внутреннее раздражение и недоумение. Ведь мы хорошо помним, как малыш с радостью предвкушал поступление в первый класс. Сколько волнений и ожиданий было связано с выполнением первого домашнего задания, с приготовлением к первому классному мероприятию, с рассказами о соседе по парте.

Что же меняется в восприятии ребенка таким образом, что он начинает избегать стремления учиться?

Во-первых, ребенок взрослеет. Психологические задачи возраста 9-12 лет ставят вопросы, отличные от проблем обучения. Темы межличностного общения и взаимодействия с миром являются для ученика 3-6-х классов наиболее актуальными и интересными. В возрасте 12-15 лет подросток сосредоточен на своем внутреннем мире и состоянии первой влюбленности. И только к 16-18 годам молодой человек обращает свой взор на обучение, но и то – уже в контексте будущей профессии.

Во-вторых, происходит своеобразное отождествление мира ребенка и мира взрослых. Школьник уже способен оценить действия и мнение родителей по отношению к их профессиональной жизни, а потому легко переносит схожее отношение на собственную школьную жизнь. Например, ежедневные обсуждения взрослых необходимости раннего подъема, долгой дороги на работу, строгих требований начальства и плохих отношений в трудовом коллективе, воспринимаются ребенком как знакомый негатив: ранний подъем, указания учителя, ссоры одноклассников – ему хорошо знакомы.

Так как же заинтересовать ребенка учебой?

Например, в начале школьного обучения можно использовать следующие упражнения, построенные по игровому принципу (ведь большинство людей любят играть)

1. Упражнение «Ученик»

Идея этого упражнения лежит в основе известной детской игры в школу. Только учеником становится кто-то из взрослых, а ребенок берет на себя роль учителя. Особенно хорошо использовать этот прием при обучении ребенка в начальной школе. Старайтесь быть активным «учеником» - задавайте вопросы, уточняйте, переспрашивайте. Пусть ребенок ощутит удовольствие оттого, что он владеет необходимыми знаниями и способен поделиться ими с другими людьми.

2. Упражнение «Что новенького?»

Идея этого упражнения основана на поддержании познавательной активности ребенка на протяжении всего обучения в школе. Создайте такое правило, согласно которому ребенок ежедневно демонстрирует Вам, что именно он узнал, подготовил, выучил и т.п. Замените вопрос: «Какие оценки ты получил?» на фразу «Что новенького?».

3. Упражнение «Коллекционер профессий»

С начала школьного обучения предложите ребенку следующую игру: создайте альбом, в который будете вносить всю информацию о любой профессии, которая его заинтересует. Собирайте фотографии и рисунки на выбранную тему, вырезайте подходящие статьи из журналов, рисуйте и делайте различные пометки. Если вести подобный альбом на протяжении всего обучения, к выпуску из школы может получиться очень интересная коллекция – справочник.

Кроме того, в современной психологической литературе представлено многообразие авторских сказкотерапевтических техник, ориентированных на поддержку познавательного и личностного развития человека и пригодных для использования дома.

Несколько советов, которые помогут вам настроить ребенка на позитивное отношение к учебе

1. Никогда не обезличивайте школьные результаты ребенка: «Я горжусь тем, что ты блестяще справилась с задачей!»; «Мне тоже обидно, что за самостоятельную работу ты получил лишь четверку. Давай попробуем проанализировать, что было сделано не верно».

2. Интересуйтесь не только школьными оценками ребенка, но и его отношениями с одноклассниками: «Ты ничего не говорил о своем новом приятеле. Мне очень интересно узнать!»; «Знаешь, мне до сих пор приятно общаться со своими одноклассниками!».

3. Демонстрируйте ребенку связь его школьных знаний с жизненными и профессиональными задачами: «Если бы я не учила литературу, я не смогла бы поддержать разговор и чувствовала бы себя крайне глупо!»; «Интерес к геометрии очень помогает мне в профессии архитектора».

4. Помогите ребенку распределить время для отдыха и для выполнения школьных заданий. Порой ребенок «переносит» негатив на домашние задания и школу только потому, что он устает. Грамотный распорядок дня способен решить эту проблему.

5. В рассказах о своей работе усиливайте положительный аспект: «Не смотря на проблемы и ссору с коллегой, я рада, что имею возможность демонстрировать свои способности в этом деле!»; «Даже в выполнении рутинной работы я стараюсь найти то, что вызовет мой интерес!».

Как показывают исследования, «принудительная методика» - это не ключ к успеху. Большинство родителей хотят, чтобы ребенок хорошо учился и требует от него этого, заставляют его. Ребенок находится в постоянном стрессе. Плохая оценка или неудача ассоциируется у него с психологической травмой, плохим отношением в школе или руганью дома. Необходимо, чтобы ребенок сам хотел хорошо учиться. Только если он хочет учиться, ему нравится процесс, он и будет тянуться к новым знаниям. Если же желания и мотивации нет, все усилия родителей напрасны.

Обращаем также ваше внимание на тот факт, что нежелание учиться у школьника может быть связано с низким познавательным развитием ребенка. В таком случае любые внешние рекомендации будут малоэффективны. Для устранения возможной причины школьных трудностей необходима очная консультация специалиста, способного провести соответствующую диагностику, определяющую спектр имеющихся трудностей и эффективную стратегию поддержки.

По материалам сайта http://www.ya-roditel.ru