Лауреат конкурса «Педагог года 2017»
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2016-2017 учебном году
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2017
Лауреат конкурса «Педагог года 2018», номинация «Воспитатель года»
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2014
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2015
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2016
Участник Рейтинга школ, показавших высокие образовательные результаты в 2012-2013 учебном году.
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2014-2015 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2015-2016 учебном году
Западный административный округ

Увлечение компьютерными играми: беда или благо?

Информация на сайт на страничку Психологической службы

Увлечение компьютерными играми: беда или благо?

Чем больше у ребенка психологических барьеров в повседневной реальной жизни, тем быстрее и глубже он погрузится в виртуальную реальность.

Компьютеры стремительно внедрились в жизнь современного человека. Сегодня уже стало привычным видеть, что человек взаимодействует с компьютером постоянно – на работе, дома, в машине и даже в самолете. Постепенно компьютер становится неотъемлемой частью жизни не только взрослого, но и ребенка. Многие родители считают, что пусть лучше ребенок сидит дома за компьютером у них на глазах, чем гуляет с дурной компанией. Тем самым ребенок получает свободный и неограниченный доступ к компьютеру.

Вместе с появлением компьютеров появились и компьютерные игры, которые сразу нашли массу поклонников среди детей и взрослых. На сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволяет создавать очень реалистичные игры с хорошим графическим, цветовым и звуковым оформлением, что влечет за собой рост количества людей, фанатично увлекающихся компьютерными играми - геймеров (от английского «game» - игра).

Действительно, компьютерные игры стали представлять собой увлекательное занятие для многих дошкольников, школьников, студентов и взрослых. Дошкольников уже порой не интересуют обычные игрушки, как раньше, они стремятся быстрей попасть домой, потому что там их ждет заветная игра. Школьники прогуливают занятия только из-за того, что всю ночь провели у экрана и не успели подготовиться к урокам, которые становятся менее важными, чем пройденный уровень игры. А на переменах в школе сейчас одной из наиболее актуальных тем становится тема компьютерных игр и количество очков за них.

Что лежит в основе увлеченности компьютерными играми.

Исследователи считают, что потребность в игре как таковой, свойственна человеку на протяжении всей его жизни. В процессе игры удовлетворяется неосознаваемая познавательная потребность, вследствие чего ребенок получает удовольствие. Определенное место в ряду компьютерных игр занимают неролевые логические и обучающие игры. Детское восприятие устроено таким образом, что для запоминания и усвоения информации нужны ассоциации, игра. Если использовать компьютерные игры в разумных пределах (не более 1 часа в сутки с перерывами через 15-20 минут для ребенка 6-9 лет) и не в ущерб другим сторонам жизни ребенка, то они могут принести положительный результат: научат детей счету, иностранному алфавиту, усилят концентрацию внимания, улучшат мыслительные операции, процессы принятия решения, будут способствовать формированию художественного воображения, помогут развить быстроту реакции.

Вместе с тем, ребенок, который всем остальным развлечениям и увлечениям предпочитает лишь компьютерные игры, пусть даже и развивающие, подвергается риску возникновения многих серьезных проблем. Проведенные исследования доказали, что если ребенок младше 10 лет пристрастился к компьютеру, то это может замедлить его развитие, как физическое, так и психическое. Просиживая за любимой компьютерной игрушкой, такой ребенок начинает вести не свойственный этому возрасту образ жизни, исключающий необходимую двигательную активность, развитие широкого спектра эмоциональных реакций, познание окружающего мира, формирование коммуникативных навыков в общении и в обычных детских играх со сверстниками. Психологи считают, что до 10-11 лет для развития детей гораздо более полезно заниматься спортом, подвижными играми (боулинг, футбол, волейбол), музыкой, рисованием, ходить в походы, кататься на роликах, коньках, лыжах, велосипеде. Надо также иметь в виду, что детям трудно соблюдать «меру» в игре, т.к. процессы саморегуляции у них еще недостаточно сформированы, а значит им трудно ограничивать время игры на компьютере, вовремя делать перерывы, следить за режимом питания.

Многие электронные игры подразумевают не только решение логических задач, но и определенную эмоциональную нагрузку, которая, по сути дела и лежит в основе большинства случаев патологической привязанности к играм. Электронные игры значительно отличаются по жанру и содержанию. Наименее опасны так называемые аркадные игры, с простой графикой и звуком. За этими играми, как правило, «убивают время», они не могут вызвать длительной привязанности. Другое дело – ролевые игры, во время которых игрок «перевоплощается» в управляемого им героя и с головой погружается в его мир. В таких играх ощущение реальности может быть очень велико и надолго удерживать внимание играющего.

Наибольшую опасность представляют «стрелялки», которые характеризуются весьма примитивным сюжетом, основанном на насилии. Такие игры могут отрицательно сказаться на психике ребенка и стать причиной его чрезмерной агрессивности.
Анализируя проблему увлеченности компьютером, исследователи обращают особое внимание на то, что дети порой настолько вживаются в компьютерную игру, что в виртуальном (вымышленном) мире игры им становится гораздо интереснее, чем в реальной жизни. В этом мире существуют интересные задачи, невыполнение которых не приводит к каким-либо отрицательным последствиям: к плохим отметкам, к порицанию со стороны родителей, к разочарованию в себе и т.д. Больше того, сделанная ошибка может быть исправлена путем многоразового повторного прохождения того или иного момента игры.

Факторы, способствующие привыканию ребенка к компьютерной игре:

- наличие собственного мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;
- отсутствие ответственности;
- реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;
- возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток;
- возможность самостоятельно принимать любые (в рамках игры) решения, вне зависимости от того, к чему они могут привести.

Установлено, что ролевые компьютерные игры в большей степени, нежели неролевые, позволяют человеку уйти от реальности в виртуальный мир. Дети и подростки, не сумевшие реализовать себя в повседневной жизни, в ролевых компьютерных играх принимают на себя роль компьютерного персонажа, отождествляются с ним и получают возможность через новую для себя роль удовлетворить те потребности, которые остаются неудовлетворенными в реальной жизни. Вслед за этим, чем больше ребенок начинает играть, тем отчетливее и важнее становятся для него различия между реальной жизнью и виртуальной. Постепенно игра превращается в средство компенсации его жизненных проблем: удовлетворение жажды приключений, желание снизить эмоционально-психологическое напряжение, вызванное нарушенными отношениями в семье и/или со сверстниками, потребность избежать физического и/или эмоционального насилия, уход от проблем, связанных со школьной неуспеваемостью, желание расслабиться и отдохнуть и т.д.

По данным российских психологов от 10 до 14% людей, играющих в компьютерные игры, обретают патологическую зависимость от них. Особенно подвержены этому подростки. Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 90-х годах прошлого века. Она характеризуется навязчивым стремлением уйти от повседневных забот и проблем в виртуальную реальность, улучшив тем самым свое эмоциональное самочувствие. Специалисты относят подобный вид зависимости к тяжелым эмоциональным расстройствам, специфической эмоциональной «наркомании».

Стадии психологической зависимости от компьютерных игр.

1. Стадия легкой увлеченности. После того, как подросток один или несколько раз поиграл в ролевую компьютерную игру, он начинает «чувствовать вкус», ему начинает нравиться компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов. Компьютер позволяет подростку с довольно большой приближенностью к реальности осуществить свои мечты. Например, мечтая быть сильным, супергероем, ребенок получает такую возможность в игре, преследуя и побеждая других. Таким образом, начинает реализовываться неосознаваемая потребность в принятии роли компьютерного персонажа. Подросток начинает играть, уже не случайным образом очутившись за компьютером, стремление к игровой деятельности принимает некоторую целенаправленность. Однако специфика этой стадии в том, что игра в компьютерные игры носит скорее ситуационный, нежели систематический характер. Устойчивая, постоянная потребность в игре на этой стадии не сформирована, игра еще не является значимой ценностью.

2. Стадия увлеченности. Фактором, свидетельствующим о переходе подростка на эту стадию формирования зависимости, является появление в иерархии потребностей новой потребности — игра в компьютерные игры.
Игра на этом этапе принимает систематический характер. Если подросток не имеет постоянного доступа к компьютеру, т.е. удовлетворение потребности тормозится какими-либо обстоятельствами, возможны достаточно активные действия по устранению этих обстоятельств.

3. Стадия зависимости. Эта стадия характеризуется изменение самооценки и самосознания. Игра полностью вытесняет реальный мир. Зависимость может оформляться в одной из двух форм: социализированной и индивидуализированной. Социализированная форма игровой зависимости отличается поддержанием социальных контактов с социумом (хотя и в основном с такими же игровыми фанатами). Такие подростки очень любят играть совместно, играть с помощью компьютерной сети друг с другом. Игровая мотивация в основном носит соревновательный характер. Эта форма зависимости менее пагубна в своем влиянии на психику ребенка, чем индивидуализированная форма. Подростки не отрываются от внешнего окружения, не уходят «в себя»; социальное окружение, хотя и состоящее из таких же фанатов, все же, как правило, не дает человеку полностью оторваться от реальности, «уйти» в виртуальный мир и довести себя до психических и соматических нарушений.

4. Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Человек «держит дистанцию» с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм не может. Это самая длительная из всех стадий — она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности. Компьютерные игры имеют небольшую историю, однако случаев полного угасания зависимости – единицы. Человек может остановиться в формировании зависимости на одной из предыдущих стадий, тогда зависимость угасает быстрее.

В настоящее время выделяются два основных психологических механизма образования зависимости от ролевых компьютерных игр: потребность в уходе от реальности и в принятии роли другого. Они всегда работают одновременно, но один из них может превосходить другой по силе влияния на формирование зависимости. Оба механизма основаны на процессе компенсации негативных жизненных переживаний, а, следовательно, есть основания предположить, что они не будут работать, если человек полностью удовлетворен своей жизнью, не имеет хронических психологических проблем и считает свою жизнь счастливой и продуктивной. Однако таких людей очень немного, поэтому большинство людей можно считать потенциально предрасположенными к формированию психологической зависимости от ролевых компьютерных игр.

Еще более усиливают подростковую компьютерную зависимость глобальные сети, где подросток играет уже не с компьютером, а с миллионами живых людей, которых он не идентифицирует за печатными текстами. Сеть тоже представляет собой сублимат ролевых игр. Здесь «играющий» придумывает своего персонажа, т.е. самого себя, выдавая себя придуманного тысячам собеседников за себя реального.

«Играющий» действует уже не по законам, описанным программистами и дизайнерами, а по правилам, придуманным им самим. Осознание бесконечности сетевого пространства, безнаказанности и огромного количества участников процесса постоянно подталкивает ребенка, подростка создавать и описывать собственные правила поведения, принимать решения, которые в целом не имеют отношения к реальной жизни.

Признаки компьютерной зависимости:

- когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, ребенок демонстрирует острый эмоциональный протест;
- ребенок раздражается при вынужденном отвлечении;
- ребенок не может спланировать окончание игры на компьютере;
- ребенок постоянно просит деньги для обновления программного обеспечения компьютера и приобретения новых игр;
- ребенок забывает о домашних делах и приготовлении уроков;
- у ребенка сбивается режим дня, режим питания и сна, он перестает заботиться о собственном здоровье;
- чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, ребенок начинает злоупотреблять кофе и другими энергетическими напитками;
- прием пищи происходит без отрыва от игры на компьютере;
- ощущение эмоционального подъема во время игры на компьютере;
- ограничение общения постоянным обсуждением компьютерной тематики с окружающими;
- нетерпение, предвкушение и продумывание заранее своего возвращения к компьютеру.

Появление подобных признаков может сопровождаться нарушениями в работе желудочно-кишечного тракта, болевыми ощущениями в области позвоночника, лопаток, запястий рук. Кроме того, регулярное раздражение глазных яблок может способствовать появлению головных болей и проблем со зрением. Нередко развивается бессонница и нервное истощение.

Факты, которые должны насторожить родителей.

- ребенок начал есть, пить, учить уроки, не отходя от компьютера;
- ребенок начал проводить ночи за компьютером;
- ребенок начал прогуливать школу для того, чтобы поиграть за компьютером;
- как только ребенок возвращается домой, то сразу направляется к компьютеру;
- ребенок забывает поесть, почистить зубы, причесаться, переодеться (чего раньше не замечалось);
- ребенок находится в раздраженном, агрессивном состоянии, не знает, чем заняться, если компьютер сломался;
- ребенок шантажирует, угрожает, если ему запрещают играть на компьютере.

ПЯТИКЛАССНИК

Если четвероклассникам в конце учебного года задать вопрос "Как ты представляешь себе твою жизнь в пятом классе?", ответы будут, конечно, разные. При внимательном рассмотрении их можно поделить на три группы:

* Некоторые ребята пока еще не задумываются над тем, какие события и как влияют на их жизнь, и потому не понимают сути вопроса: какая разница — четвертый класс или пятый, как сейчас живу — так и дальше жить буду.

* Другие школьники серьезно озабочены предстоящим изменением школьной ситуации, их представления о будущем, например, такие:

- я думаю, у нас будет много уроков и море домашних заданий. Уроки будут отнимать все свободное время!

- мы будем учиться на другом этаже. Я боюсь, что старшеклассники будут нас обижать.

- я не хочу расставаться с нашей учительницей. В пятом классе учителя будут другие, злые, наверное. Будут очень много с нас требовать.

- у нас будет много разных кабинетов — математики, русского языка. Иногда можешь забыть, где какой кабинет, и потеряешься, а тебя будут за это ругать.

* Третья группа ответов содержит довольно реалистичные представления четвероклассников об особенностях жизни в средней школе. Но таких ответов обычно немного.

Возникает вопрос: неужели, в самом деле, переход ребенка из начальной школы в среднюю представляет собой проблему? Давайте разберемся вместе.

Освоить новое пространство

Пятикласснику необходимо привыкнуть к новой школьной обстановке, перейдя от уюта и защищенности своей родной классной комнаты к необходимости постоянно перемещаться с этажа на этаж, из кабинета в кабинет. При этом на каком-то из кабинетов может, к сожалению, не оказаться нужной таблички, а этажи в школе иногда ничем не отличаются друг от друга. Тетрадь с домашним заданием по математике, в спешке забытая в кабинете истории, легко может стать причиной двойки. Очередь в буфете, куда теперь нужно бежать с четвертого этажа, а потом так же стремительно возвращаться обратно, настроения пятикласснику не улучшит.

Установить новые отношения

С самого первого дня в школе ребенок привыкал к одной учительнице - ее голосу, особенностям интонации, темпераменту, учебным требованиям. Безусловно, были в его жизни и другие педагоги, но основной учитель в начальной школе все-таки один (вернее, одна).

В пятом классе на каждом следующем уроке приходится иметь дело с новым взрослым, а значит, с каждым из них нужно выстраивать новую систему отношений. Часто ребята не могут назвать даже имена-отчества большинства учителей, работающих в их классе, и, тем более, не представляют себе требований каждого учителя и критерии оценок. Поэтому на вопрос возмущенного родителя "За что же все-таки двойка?" совершенно искренне отвечают: "Не знаю!".

С подросшими сверстниками отношения, мягко говоря, тоже складываются неоднозначно. Даже если ты в этом классе проучился все предыдущие четыре года. Возможно, появятся новые ученики или просто начнется новый виток борьбы за лидерство. Тогда придется заново искать свою "нишу" в структуре класса, занимать ее и никому не отдавать!

Проявлять инициативу и принимать самостоятельные решения

Пятиклассники, в отличие от учеников начальной школы, — это уже младшие подростки. Соответственно, в поведении ребят ярко проявляется такая особенность младшего подросткового возраста, как желание быть самостоятельным и, в то же время, не нести никакой ответственности за свои поступки. Суждения взрослых резко теряют авторитет, на первый план выходит общение с ровесниками. Очень важно, чтобы к началу обучения в пятом классе ваш ребенок обладал хотя бы небольшим опытом принятия самостоятельных решений, умел и хотел сотрудничать с другими людьми - сверстниками и взрослыми.

Сколько времени длится адаптация к 5-му классу?

В среднем, 1-2 месяца. К началу осенних каникул подросток уже должен войти в нормальный рабочий режим.

Это значит: он хорошо себя чувствует, достаточно легко встает утром, активен и жизнерадостен в течение дня, засыпает в разумное время. Ему хватает времени и на выполнение домашних заданий, и на различные увлечения, и на общение с друзьями, и на семейные дела.

Он делится с вами своими переживаниями, и вам известно, какие учебные предметы нравятся вашему ребенку, а какие вызывают трудности и неприятности. Вы были на родительском собрании, общались с классным руководителем, знаете, как с ним связаться в случае необходимости. Еще вы знаете, как складываются отношения между ним и ребенком.

Еще очень важно: вы знаете, есть ли у ребенка друзья (подруги), знаете, как их зовут, и они бывают у вас дома.

Как помочь ребенку адаптироваться к новой школьной ситуации, если вы чувствуете, что не все в школе идет гладко?

Важна общая эмоциональная атмосфера адаптационного периода: ваше спокойствие, уверенность, дружелюбность, готовность помочь.

Пристального внимания к психологическому состоянию ребенка требует ситуация смены школы в связи с переездом семьи на новое место жительства. В этот период меняется круг друзей и знакомых, рвутся старые связи и отношения, родители заняты поиском работы и добыванием денег для семьи, а от ребенка требуется хорошая учеба и правильное поведение. Справиться с такой ситуацией самостоятельно — непосильная задача для подростка. Нужен умный, тактичный, понимающий, терпеливый, опытный старший друг. И лучше всего, если таким другом будут мама или папа.

Кстати: ребенок должен быть абсолютно уверен в том, что ваша любовь к нему постоянна и не зависит от его школьных успехов или неудач.

Вот что еще можно и нужно делать:

* Развивать социальные навыки

* Удовлетворять основные потребности подросткового возраста

* Развивать навыки, необходимые для успешной учебы

Это состояние было признано «минимальной мозговой дисфункцией» и занесено в Международную Классификацию Болезней под названием: «Синдром нарушения внимания с гиперактивностью» — СНВГ.

С тех пор и не утихают споры психиатров с неврологами, педагогов с родителями и мам с подругами на тему того, что такое гиперактивный ребенок и как с этим бороться?

Причины.

Их так много — генетика; эзотерика; «вихри враждебные» в ретикулярной формации головного мозга (а у кого их нет?); нарушение функции лобных долей, подкорковых ядер головного мозга и соединяющих их нервных проводящих путей.
Даже после двух-трёх томов научного руководства, дочитав последнюю страницу, вы будете понимать не больше, чем, прочитав этот абзац.

Следствие.

В результате сплетения множества причин мы имеем суетливого ребёнка, который ни мгновения не может сидеть спокойно, вскакивает с места без разрешения, даже если это место — кресло самолета в момент прохождения зоны повышенной турбулентности.
Вскочив, он бесцельно бегает, прыгает, ерзает, карабкается и ковыряет пальцем в неподобающих местах, например, в чужом обеде.
Он выкрикивает ответ, не дослушав вопрос. Он спрашивает и, не дожидаясь ответа, действует.
Не знает, что такое «очередь» и не понимает, почему старики и грудные дети в привилегированном положении.
Он вообще не способен сосредоточиться. Ни на чем.
Получив желанную игрушку, он теряет к ней интерес, едва раскрыв коробку. Болтлив без меры, не соблюдает субординации.
Часто переходит от одного незавершенного действия к другому, чтобы точно так же его не завершить. Тихо и спокойно играть не умеет.
Часто теряет вещи, причем не только свои.
Он не предвидит последствия своих поступков и не отвечает за них.
Он кошмар педагогов и вечное чувство родительской вины перед миром и дядей Мишей.
Поиск причинно-следственных связей включает три этапа.

Субъективный — оценка поведения ребёнка.

Врачи должны исходить из так называемых «общепринятых диагностических критериев», разработанных Американской психиатрической ассоциацией.
Мы же, обычные родители и родственники, можем ориентироваться «на глаз». И на свои культурологические и семейные ценности.

Объективный или психологический — определяется по количеству ошибок, допущенных ребёнком, при выполнении специальных тестов, и по затраченному на задание времени.
Исследования результативны в возрасте пяти-шести лет. Для врачей. Все мы разные — и малыши, и доктор, проводящий тест. Мало ли, каким сам врач был в детстве…

Электроэнцефалограмма, магнитно-резонансная томография — пожалуй, самый объективный этап диагностики.
Если у ребёнка имеется «сбой» в функции или, паче чаяния, изменения в органике головного мозга — его поведение объяснимо и требует грамотного лечения. У грамотного специалиста.
Нам на выбор предлагают три варианта течения СНВГ:
1. гиперактивность без дефицита внимания (хотя сложно представить эдакого бьющего копытом и одновременно внимающего поучениям);
2. дефицит внимания без гиперактивности ( «витает в облаках», ну разве это патология?);
3. синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность.
Это деление весьма условное. Первые два варианта — скорее норма, а не патология.
Третий действительно нуждается в серьёзной диагностике состояния, особенно в том случае, если оно сопровождается головными болями, заиканием, тремором и тому подобным.
Отличить СНВГ от обычной вседозволенности и распущенного поведения достаточно несложно… если бы не две вещи: родительская поголовная медицинская грамотность и их всепоглощающая любовь к своему чаду.
Лечить СНВГ надо. Когда витаминами, когда — словом добрым, а когда и просто нормальным вменяемым воспитанием.
С самого раннего детства. Диеты, игры и психологи — это, конечно, хорошо.
Но с момента осознания собственного «я» именно вы должны дать понять своему ребёнку, что в этом мире существуют ещё и другие «я». Пусть учится усмирять свои эмоции. А что касается учебы, то даже медведя можно научить на роликах кататься.
И научить ребёнка учиться — ваша задача. И вы с ней справитесь. Если у вас, конечно, нет СНВГ. Тогда — да. Тогда смело перекладывайте груз ответственности на психологов. Они чужие люди, справятся лучше.

ЦЕЛИ "ПЛОХОГО" ПОВЕДЕНИЯ

Цели плохого поведения

Привлечение внимания

Борьба за власть

Месть

Избегание неудачи

Социальные причины

Внимание уделя­ется плохому, ане хорошему поведе­нию. Ребенок не умеет просить внимания в прием­лемой форме. Испытывает дефицит личного внимания к себе, чувствует себя «пустым местом».

Утверждение себя не в отношениях самим с собой, а в отношениях с окружающими. Желание самоутвердиться за счет других.

Примеры «силового решения» конфликтов. Ребенок не умеет адекватно выразить чувство душевной боли.

Слишком высокие требования родителей. Ребенка постоянно критикуют.

Проявление поведения

Привлекает внимание всеми возможными способами, мешает или поведение «в-час-по-чайной-ложке».

«Ты мне ничего не сделаешь». Вспышки негодова­ния, нагнетание напряженности или тихое непо­слушание.

Вредить в ответ на обиды, реальные или воображаемые. Игнорируются дружелюбные попытки контакта.

«Не буду и пробо­вать, все равно не получится». Откла­дывание на потом, не доведение до конца. «Я плохо себя чувствую...»

Реакция родителей

Раздражение, воз­мущение, желание напоминать или уговаривать, словесные замечания, угрозы.

Гнев, негодование, чувствует себя спровоцированным, желание применить силу (встряхнуть. ударить и т.п.). «Я заставлю тебя это сделать».

Обида, боль, опус­тошение в допол­нение к гневу, негодованию и страху. «Как ты мог со мной такое сде­лать?» Хочется не медленно ответить тем же или уйти из ситуации.

Отчаяние, чувство беспомощности. «Что я мог сделать?» Раздражение и жалость, хочется оправдать или объяснить поведе­ние ребенка, сделать за него.

Ответ ребенка на реакцию родителей

Временно приоста­навливает беспоко­ящее действие.

Усиление действия - «Вы мне ничего не сделаете». Плохое поведение продол­жается, пока ребе­нок не решит пре­кратить его.

Хочет свести счеты, испытывает к себе неприязнь и вызывает неприязнь дру­гих. Прекращает выходку, когда сам решит.

Ребенок чувствует,что нет смысла что-либо делать. Продолжает ничего не делать.

Сильная сторона поведения

Потребность в кон- такте, во взаимоот­ношениях.

Демонстрация лиде­рских способностей: умение независимо мыслить и способ­ность сопротив­ляться авторитетам

Способность защищать себя от боли и обид.

Защита своего «Я» от дальнейшего понижения самооценки.

Способ предотвра­щения

Молча,не встречаясь взглядом, дать ребенку почувствовать себя, любимым. Давать в 10 раз больше вни­мания за хорошее поведение! Не давать никакого внимания на негативное поведение (игнорирование)

Уйти от борьбы, приказов. Давайте возможность выбора. Дружеский визуальный контакт,Не сражайтесь, но и не сдавайтесь. Предоставьте ребенку позитивные возможности почув­ствовать свою силу.Найти возможность договора, при котором "побеждают" обе стороны.

Не отвечать оскор­блением на оскор­бление. Осуждать поступок, а не лич­ность ребенка. Учить его выражать боль и страдание приемлемым способом.

Сказать о своем чувстве боли («Я -

высказывание»).

Не уговаривать, не показывать жалость. Избегать действо­вать вместо ребен­ка. Поддержка ре­бенка, чтобы его установка «я не могу» сменилась на «я могу». Находить для него ситуации, где он чувствует себя ценным, успешным.

Важнейшими психологическими потребностями человека, являются:

1. потребность быть понятым,

2. потребность быть принятым близкими людьми со всеми своими особенностями, недостатками, привычками,

3. потребность в признании окружающими личных прав и др.

Игнорирование в семье этих потребностей, приводит к тому, что ребенок стремится компенсировать свой неуспех в столь же значимой сфере – школе, со сверстниками и учителями. Если ситуация неуспеха повторяется и в школе, у ребенка закономерно срабатывает так называемый механизм психологической защиты. Он начинает избегать школу – от не систематизированных прогулов занятий, вплоть до полного отказа ее посещать. Нередко лень может являться формой защитного поведения.