Развитие сенсорного восприятия и обогащение словаря на игровых занятиях с детьми с ОВЗ 28.11.2014

14 ноября 2014 года учитель-логопед Зарубина С.В. выступила на Международной конференции «Современная логопедия: от теории к практике» с докладом на тему: «Развитие сенсорного восприятия и обогащение словаря на игровых занятиях с детьми с ОВЗ»

Доклад учителя-логопеда Зарубиной С.В. «Развитие сенсорного восприятия и обогащение словаря на игровых занятиях с детьми с ОВЗ» 14.11.2014г. на Международной конференции «Современная логопедия: от теории к практике»

 

Вы замечали, как дети любят воду, с каким удовольствием плещутся они в ванной и в бассейне? Ведь она для них является естественной стихией. Вода успокаивает или наоборот тонизирует, поднимает настроение. А главное, она очень доступна, за ней не нужно идти в магазин.

А игры с песком? Это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ведь алгоритм очень прост – малыш строит что-то из песка, разрушает, без сожаления и снова принимается за работу, творит. Это простое действие помогает преодолевать трудности, ведь если что-то не получается, можно всегда попробовать еще и еще раз — на смену старому всегда приходит новое.

Огонь, Вода, Воздух, Земля – еще древняя наука знала, что эти четыре стихии составляют не только внешний мир, природу: они формируют и физическое тело человека, его характер и психические особенности. Наши предки не воспринимали стихии как что-то абстрактное. Они были непосредственным элементом их действительности. Сейчас же, в городских условиях, когда любую задачу можно решить прикосновением к сенсорному экрану планшета или телефона, мы забыли о простых вещах. Ведь если вдуматься, сенсорный экран предполагает прикосновение к холодной гладкой поверхности и всего лишь. Это ограничивает сенсомоторный опыт растущего ребенка и соответственно обедняет активный словарь, набор предметно-орудийный действий с инструментами и развитие игры.

В группе для детей раннего возраста мы создали такие условия, где ребенок развивается в гармонии со своей природой и стихиями, в зависимости от индивидуальных потребностей и особенностей. Рада представить опыт работы в обозначенном направлении за 2013-2014 учебный год.

Задача нашей работы заключается не только в том, чтобы организовать психолого-педагогическую и социальную поддержку семьи, но и дать возможность ребенку насытиться сенсорными ощущениями, развить возможности сенсорной интеграции, пофантазировать, реализовать свои внутренние желания и потребности через игру.

Наиболее благодатной почвой для реализации данных задач, являются активности с песком и водой.

Игра в песочнице - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Перебирая пальчиками крупинки, строя куличики и замки, рисуя узоры, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и переживания. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.

Игра с водой - тоже одна из любимых забав наших детей. И не удивительно, ведь игры с водой полезны не только для развития тактильных ощущений и для мелкой моторики. Вода развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции. А что может быть лучше, чем счастливое лицо ребенка!

Развитие игр с природными материалами не может быть осуществлено одинаковыми раз и навсегда установленными приемами и способами. Оно должно осуществляться разнообразно, с использованием приемов, учитывающих индивидуальное развитие каждого ребенка. При этом игры с песком и водой состоят из двух четко определенных элементов:экспериментирования, в ходе которого ребенок чувственным путем познает качества материалов, и сюжетного строительства, где ребенок развивает способности к созданию объекта из доступных материалов и инструментов, планированию и реализации задуманного, обыгрыванию полученной конструкции или созданию игрового сюжета в процессе активности.

В работе с сенсорным материалом можно выделить следующие этапы.

На первом этапе игр с песком и водой мы выявляли наличие у детей собственного опыта в обращении с различными материалами. Детям давался в свободное пользование сухой и сырой песок, игрушки для формовки, пересыпания, просеивания песка, плавающие и тонущие игрушки для игр с водой.

Второй этап включал обучение детей разнообразным действиям с материалами, навыкам обращения с игрушками, осознанию их качеств и речевому сопровождению действий.

Это достигалось:
а) изменением состояния самих материалов (холодная вода делалась теплой, сухой песок превращался в сырой);
б) подбором игрушек с их постепенным дополнением;
в) показом правильных действий и способов обращения с материалами;
г) постепенным включением в игру обобщающих слов (в одну игру не больше одного-двух понятий), помогающих осознанию качеств материалов: вода теплая, холодная, чистая, светлая; игрушки плавают, лежат на дне, размокают, легкие, тяжелые; песок сырой, сухой, рассыпчатый.)
На третьем этапе происходило развитие сюжетных игр.

Игры с песком и водой очень часто перекликаются и имеют много общих особенностей, поэтому обучение проходит очень увлекательно и интересно. Сначала изучаем в песке, затем в воде.

Некоторые варианты игр.

Обучение начинается со знакомства. Руки ребенка нежно касаются поверхности песка или воды, уходит страх. Здесь мы используем побуждение к произнесению звукоподражаний, например имитация шума песка или бульканья воды. Закрепляем вводные слова: вода, песок и стараемся добиться повышения мотивации и снижения речевого негативизма.

Создание узоров и рисунков на песке имеет общую особенность с созданием следов на воде. Легкое касание оставляет маленькие круги на воде, сильный всплеск и рисунок на воде начинает меняться.

Экспериментирование- игра, в которой интенсивно идет развитие словарного запаса, в частности «мокрый - сухой», «горячо - холодно».

Очень интересный вид работы, рисование дорожек на песке и игры со струйками воды. Пальчик вильнул, получилась волнистая дорожка, лейка двигается в разные стороны, струйки воды льются неровно. В играх с песком можно закрепить предикативный словарь, например, идут, бегут на примере животных оставляющих следы, в игре с водой отработать сложное слово водопад.

Можно поставить в один ряд такие игры, как нахождение различных предметов, закопанных в песке с вылавливание из воды предметов различными способами (ладошкой, пальчиками, ситом, стаканчиком и т.д.) Здесь мы отрабатываем слова различной слоговой структуры согласно этапам её формированием в онтогенезе в соответствии с исследованиями Марковой А.К.

Песок и вода принимают форму. Для песка используем формочки, оставляем различные отпечатки ладошек, кулачков, пальчиков. Для воды используем надувной шарик, резиновую перчатку, целлофановый пакетик, и т.д.)

Очень увлекательна игра с ситом. Песок мы просеиваем, в воде вылавливаем различные предметы. Помимо и так понятного закрепления искомого слова сито, можно закрепить названия других сыпучих предметов.

Иногда мы превращаемся в волшебников, и тогда песок и вода становятся цветными.

Наконец, после детального знакомства с водой и песком начинается организация театрального действия: морские путешествия на корабликах, походы в лес или организация огорода, где мы удаляем сорняки, формируем гряди, сажаем культурные растения и щедро поливаем это водой. На воде и песке оживают герои сказок. На этом этапе идет активное закрепление речевого материала изученного ранее. Например, проведенное нами комплексное занятие «Кит» в котором мы совместили различные варианты работы с водой и песком.

Итак, здесь были затронуты почти все стихии, в которых развивается маленький человек (земля и вода). Нельзя забывать и про воздух- это различные упражнения дыхательной гимнастики, которые мы широко используем в своей практике.

И наконец- огонь. Он зажигается в наших сердцах, когда мы видим сколько радости, удовольствия, пользы приносят наши занятия. Когда мы видим счастливые лица наших воспитанников.

Спасибо за внимание!

Использованная литература:

  1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., „Чудеса на песке." Песочная игротерапия. Методическое пособие для педагогов, психологов, родителей., С-Петербург, 1998
  2. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. -М.: ТЦ «Сфера», 2003.
  3. Данилова Л. Игры с водой. Для детей от 1-3 лет. Серия: « Школа раннего развития». Издательство: Олма-пресс , 2003 г.
  4. Дерягина Л.Б. Лепим куличики, пускаем кораблики: Развивающие игры с песком и водой. Издательство: Литера, Санкт-Петербург 2006 г.
  5. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006.
  6. Маркова А.К. Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи: Дисс. . канд. пед. наук. -М, 196
  7. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. -М.: Мозаика - Синтез, 2000
  8. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников Автор: О.А. Новиковская Издательство: ДЕТСТВО-ПРЕСС Год издания: 2008
  9. Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия. – СПб.: Питер, 2001.